Основы программирования на C#

       

две версии класса Account


Проиллюстрируем рассмотренные выше вопросы на примере проектирования классов Account и Account1, описывающих такую абстракцию данных, как банковский счет. Определим на этих данных две основные операции - занесение денег на счет и снятие денег. В первом варианте - классе Account - будем активно использовать поля класса. Помимо двух основных полей credit и debit, хранящих приход и расход счета, введем поле balance, которое задает текущее состояние счета, и два поля, связанных с последней выполняемой операцией. Поле sum будет хранить сумму денег текущей операции, а поле result - результат выполнения операции. Полей у класса много, и как следствие, у методов класса аргументов будет немного. Вот описание нашего класса:

/// <summary> /// Класс Account определяет банковский счет. Простейший /// вариант с возможностью трех операций: положить деньги /// на счет, снять со счета, узнать баланс.Вариант с полями /// </summary> public class Account { //закрытые поля класса int debit=0, credit=0, balance =0; int sum =0, result=0; /// <summary> /// Зачисление на счет с проверкой /// </summary> /// <param name="sum">зачисляемая сумма</param> public void putMoney(int sum) { this.sum = sum; if (sum >0) { credit += sum; balance = credit - debit; result =1; } else result = -1; Mes(); }//putMoney /// <summary> /// Снятие со счета с проверкой /// </summary> /// <param name="sum"> снимаемая сумма</param> public void getMoney(int sum) { this.sum = sum; if(sum <= balance) { debit += sum; balance = credit - debit; result =2; } else result = -2; Mes(); }//getMoney /// <summary> /// Уведомление о выполнении операции /// </summary> void Mes() { switch (result) { case 1: Console.WriteLine("Операция зачисления денег прошла успешно!"); Console.WriteLine("Cумма={0}, Ваш текущий баланс={1}",sum, balance); break; case 2: Console.WriteLine("Операция снятия денег прошла успешно!"); Console.WriteLine("Cумма={0}, Ваш текущий баланс={1}", sum,balance); break; case -1: Console.WriteLine("Операция зачисления денег не выполнена!"); Console.WriteLine("Сумма должна быть больше нуля!"); Console.WriteLine("Cумма={0}, Ваш текущий баланс={1}", sum,balance); break; case -2: Console.WriteLine("Операция снятия денег не выполнена!"); Console.WriteLine("Сумма должна быть не больше баланса!"); Console.WriteLine("Cумма={0}, Ваш текущий баланс={1}", sum,balance); break; default: Console.WriteLine("Неизвестная операция!"); break; } } }//Account




Как можно видеть, только у методов getMoney и putMoney имеется один входной аргумент. Это тот аргумент, который нужен по сути дела, поскольку только клиент может решить, какую сумму он хочет снять или положить на счет. Других аргументов у методов класса нет - вся информация передается через поля класса. Уменьшение числа аргументов приводит к повышению эффективности работы с методами, так как исчезают затраты на передачу фактических аргументов. Но за все надо платить. В данном случае, усложняются сами операции работы со вкладом, поскольку нужно в момент выполнения операции обновлять значения многих полей класса. Закрытый метод Mes вызывается после выполнения каждой операции, сообщая о том, как прошла операция, и информируя клиента о текущем состоянии его баланса.
А теперь спроектируем аналогичный класс Account1, отличающийся только тем, что у него будет меньше полей. Вместо поля balance в классе появится соответствующая функция с этим же именем, вместо полей sum и result появятся аргументы у методов, обеспечивающие необходимую передачу информации. Вот как выглядит этот класс:
/// <summary> /// Класс Account1 определяет банковский счет. /// Вариант с аргументами и функциями /// </summary> public class Account1 { //закрытые поля класса int debit=0, credit=0; /// <summary> /// Зачисление на счет с проверкой /// </summary> /// <param name="sum">зачисляемая сумма</param> public void putMoney(int sum) { int res =1; if (sum >0)credit += sum; else res = -1; Mes(res,sum); }//putMoney /// <summary> /// Снятие со счета с проверкой /// </summary> /// <param name="sum"> снимаемая сумма</param> public void getMoney(int sum) { int res=2; if(sum <= balance())debit += sum; else res = -2; balance(); Mes(res, sum); }//getMoney /// <summary> /// вычисление баланса /// </summary> /// <returns>текущий баланс</returns> int balance() { return(credit - debit); } /// <summary> /// Уведомление о выполнении операции /// </summary> void Mes(int result, int sum) { switch (result) { case 1: Console.WriteLine("Операция зачисления денег прошла успешно!"); Console.WriteLine("Cумма={0}, Ваш текущий баланс={1}", sum,balance()); break; case 2: Console.WriteLine("Операция снятия денег прошла успешно!"); Console.WriteLine("Cумма={0}, Ваш текущий баланс={1}", sum,balance()); break; case -1: Console.WriteLine("Операция зачисления денег не выполнена!"); Console.WriteLine("Сумма должна быть больше нуля!"); Console.WriteLine("Cумма={0}, Ваш текущий баланс={1}", sum,balance()); break; case -2: Console.WriteLine("Операция снятия денег не выполнена!"); Console.WriteLine("Сумма должна быть не больше баланса!"); Console.WriteLine("Cумма={0}, Ваш текущий баланс={1}", sum,balance()); break; default: Console.WriteLine("Неизвестная операция!"); break; } } }//Account1


Сравнивая этот класс с классом Account, можно видеть, что число полей сократилось с пяти до двух, упростились основные методы getMoney и putMoney. Но, в качестве платы, у класса появился дополнительный метод balance(), многократно вызываемый, и у метода Mes теперь появились два аргумента. Какой класс лучше? Однозначно сказать нельзя, все зависит от контекста, от приоритетов, заданных при создании конкретной системы.
Приведу процедуру класса Testing, тестирующую работу с классами Account и Account1:
public void TestAccounts() { Account myAccount = new Account(); myAccount.putMoney(6000); myAccount.getMoney(2500); myAccount.putMoney(1000); myAccount.getMoney(4000); myAccount.getMoney(1000); //Аналогичная работа с классом Account1 Console.WriteLine("Новый класс и новый счет!"); Account1 myAccount1 = new Account1(); myAccount1.putMoney(6000); myAccount1.getMoney(2500); myAccount1.putMoney(1000); myAccount1.getMoney(4000); myAccount1.getMoney(1000); }
На рис. 9.1 показаны результаты работы этой процедуры.

Рис. 9.1.  Тестирование классов Account и Account1

Содержание раздела